Законодательство, бизнес, коррупция | Технологии высшего управления

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО "ФК-НОВОСТИ", Юрий Шихов: Насколько нынешнее российское законодательство поддерживает режим принятия эффективных решений, или оно скорее препятствует этому?

КОНСОРЦИУМ "ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕГО УПРАВЛЕНИЯ", Юрий Гусев: Отношу себя к противникам критики существующего законодательства, каким бы несовершенным оно ни было применительно к практике бизнеса в России в целом и принятию решений в частности.  Во времена так называемого "дикого Запада", когда в США многие носили при себе оружие, на стенах питейных заведений висели такие таблички: "Господа! Не стреляйте в музыканта: он играет как умеет!". Со временем, профессионализм музыкантов вырос, чего не произошло бы, если бы их всех, скажем, перестреляли. Мы имеем такое законодательство, до уровня которого мы все вместе доросли на данном этапе развития российской культуры.

Есть законы, которые, на наш взгляд, содействуют повышению качества принятия и реализации решений. Например, "Закон об акционерных обществах", который не является совершенным, но поддерживает построение систем корпоративного управления, регламентируя порядок принятия ключевых для акционерного общества решений.

Кризисные явления в глобальной экономике заставляют осознать проблемы изменения роли российского государства, которое дальше-больше не "просто" перераспределяет ВВП, но трансформируется в крупнейшего собственника материальных, финансовых и нематериальных/информационных активов как капитала. В этой связи, вероятно сопряжённое развитие правового регулирования роли государства как собственника в экономической системе.  

В целом, российское законодательство и законоприменение в сфере бизнеса соответствуют спросу заинтересованных сторон: будет повышаться спрос на  повышение эффективности государственного управления бизнесом - будет повышаться и спрос на более совершенные законы и подзаконные акты*.

 

* Дополнено  Консорциумом "Технологии высшего управления" в 2020 году

Например, для государства могут стать критически высокими риски коррупции при освоении 25,7 триллионов рублей 12-ти Национальных проектов, реализуемых практически во всех 85 субъектах РФ в период до 2024 года.

По экспертным оценкам, в состоянии управления противодействием коррупции "как есть" коррупционная составляющая от махинаций с бюджетами и исполнением 4000 региональных проектов может достигать 30% в силу нецелевого использования средств, необоснованого завышения стоимости работ, материалов, услуг и товаров, а также иных "инструментов" коррупции как незаконного использования служебного положения чиновников в личных целях.

Напрашивается вывод о необходимости срочно совершенствовать антикоррупционное законодательство и подзаконные акты - о принятии неотложных мер регулирования управления рисками коррупции в государственном и частном секторах экономики. В том числе, в  реализации Национальных проектов каждым региональным проектным офисом и в непрерывном мониторинге измеряемых показателей эффективности этой работы специальным подразделением (например, в структуре головного проектного офиса Национальных проектов в Минэкономразвития России). 

"На кону" - 13,2 трлн. руб. из федерального бюджета, 7,3 трлн. руб. из внебюджетных источников, 4.9 трлн. руб. из бюджетов регионов и 147,8 млрд. руб. из государственных внебюджетных источников. 

В этой связи, вероятно повышение спроса на совершенствование правового регулирования и правоприменения в сфере управления противодействием коррупции.

Это соответствует одному из долгосрочных прогнозных моделирований Консорциума "Технологии высшего управления", которое с высокой вероятностью предполагает существенное повышение регуляторной роли государства в экономикие России в период с 2020 до 2030 года.

 

Закрыть