Государственно-частное партнёрство | Технологии высшего управления

 

ЖУРНАЛ "БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО", Татьяна Бачинская: Какое определение государственно-частного партнерства используется Экспертным центром управления в контексте устойчивого развития бизнеса и общества?

КОНСОРЦИУМ "ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕГО УПРАВЛЕНИЯ", Юрий Гусев*: С 2007 года мы ведем мониторинг восприятия в России государственно-частного партнерства (ГЧП) как инструмента устойчивого развития. При многообразии иных определений ГЧП в органах государственной власти, бизнесе и экспертном сообществе преобладают два вида восприятия.

Экономический подход к ГЧП в России соответствует международному понятию: «ГЧП - это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно-значимых задач на взаимовыгодных условиях:

 

    • Официальная юридическая основа.
    • Равноправный характер отношений.
    • Общественная направленность.
    • Информационная прозрачность.
    • Объединение ресурсов и вкладов.
    • Юридическое распределение рисков.
    • Юридическое распределение возможностей.

 С учетом нашей специализации в управлении рисками и возможностями долгосрочного устойчивого экономического, социального и экологического развития бизнеса и общества, мы высоко оцениваем такое определение, включая выделение фактора юридического разделения рисков между государством и бизнесом.

Наряду с корректным, по нашей оценке, восприятием государственно-частного партнерства, в России распространено его широкое толкование: «ГЧП - это конструктивное взаимодействие территориальных (федеральных, региональных, муниципальных) органов управления и бизнеса:

  • В экономике.
  • В политике.
  • В образовании.
  • В науке.
  • В культуре.
  • В здравоохранении.
  • В спорте и других сферах.

С учетом изложенного и в интересах развития в России подлинно эффективного государственно-частного партнерства, представляется целесообразным повышение осведомленности заинтересованных сторон общества в международно признанном определении ГЧП.

 

ЖУРНАЛ «БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО», Татьяна Бачинская: Каковы основные формы и показатели государственно-частного партнерства в мире?

КОНСОРЦИУМ "ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕГО УПРАВЛЕНИЯ", Юрий Гусев*: Наш анализ позволил прийти к выводу о том, что в период с 1990 по 2015 год концессия была наиболее распространенной формой государственно-частного партнерства (ГЧП). Основная мотивация проектов ГЧП - долгосрочное устойчивое развитие бизнеса и общества. Эксперты консорциума "Технологии высшего управления" выявили пять базовых тенденций проектов ГЧП в мире:

 

1. Средний срок договора концессии как наиболее распространенной формы ГЧП – 30 лет

2. Преимущественное предназначение проектов ГЧП - создание и совместная эксплуатация бизнесом и государством инфраструктурных объектов экономики

3. Доходность по проектам ГЧП – от 12 до 25% в год

4. Совокупный объем финансирования проектов ГЧП – свыше 300 млрд. евро

5. Падение числа проектов ГЧП в период глобальных финансово-экономических кризисов (например, в 2007-2008 г.г.) – около 30%

 

ЖУРНАЛ «БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО», Татьяна Бачинская: Считается, что основой эффективного государственно-частного партнерства является государство. Насколько это применимо к России?

КОНСОРЦИУМ "ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕГО УПРАВЛЕНИЯ", Юрий Гусев*: В связи с интересом иностранных и международных потенциальных долгосрочных инвесторов к перспективам государственно-частного партнерства (ГЧП) в России, мы выделили для них специфику государственного регулирования этой деятельности в нашей стране.

Информация Консорциума "Технологии высшего управления" о том, как управляется государственно-частное партнёрство в России::

ФЗ РФ от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

ФЗ РФ от 25 июля 2005 года № 115 ФЗ «О концессионных соглашениях».

Семь подзаконных актов, регулирующих различные аспекты российских форм ГЧП.

Федерального закона о ГЧП пока нет.

Федеральный центр настойчивого стимулирует регионы к разработке своих законов о ГЧП.

Ключевая функция в развитии ГЧП – возложена на Внешэкономбанк (ВЭБ).

Клиентами ВЭБ могут стать федеральные, региональные и муниципальные органы власти, а также частные участники рынка ГЧП.

Не выполненна задача высшего урководства страны в адрес ВЭБ - к 2012 году инвестиции в проекты ГЧП должны были составлять 30% от всех инвестиций, сделанных  институтами развития.

 

ЖУРНАЛ "БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО"», Татьяна Бачинская: Какова значимость государственно-частного партнерства для экономики?

КОНСОРЦИУМ "ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕГО УПРАВЛЕНИЯ", Юрий Гусев*: Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из значимых инструментов устойчивого развития территорий. В России ГЧП применимы к субъектам Федерации, а также к административно-территориальным единицам. В своей практике Консорциум "Технологии высшего управления" рекомендует использовать государственно-частное партнерство (ГЧП) применительно к территориям по трем основным причинам:

 

1. ГЧП позволяет проводить реформу управления государственными финансами.

2. ГЧП является противоядием мировому тренду уменьшения инвестиций в инфраструктуру экономики.

3. ГЧП способствует поставке частным сектором инфраструктурных экономических объектов и услуг, которые обычно поставляются правительством.

 

По сравнению с Великобританией, где за 20 лет реализованы более 600 проектов ГЧП, в России их количество составляет немногим больше 50-ти. Необходимо констатировать, что большая часть этих проектов находится лишь в стадии реализации.

* Вопросы заданы Юрию Гусеву как модератору секции «Государственно-частное партнерство» конференции «Развитие территорий: роль и ответственность бизнеса»: журнал «Бизнес и общество», российские отделения транснациональных компаний Алкоа (Alcoa) и Майкрософт (Microsoft), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ).

 

Закрыть