Государственная культурная политика | Технологии высшего управления

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

ЗАЧЕМ И КАК ВЗРАЩИВАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В РОССИИ

 

Об этом статья Юрия Гусева - председателя Совета, ведущего эксперта Консорциума "Технологии высшего управления" ЭЦУ.РФ, ординарного профессора СГЛА - в монографии Московского государственного института международных отношений (МГИМО)

 

Как содействовать взращиванию и культивированию принципов социальной ответственности в обществе и на уровне личности, и на уровне организаций? В чем особенности формирования и реализации социальной ответственности в нынешних условиях? Каковы приоритетные направления межсекторного взаимодействия и сотрудничества в этой сфере? В нынешний период турбулентности международных, экономических и социальных отношений вопросы определения подходов к социальной ответственности государства, бизнеса и гражданского общества обретают особую - государственную значимость.

Указом Президента Российской Федерации 23 декабря 2015 года в Российской Федерации приняты основы государственной культурной политики. 24 декабря 2015 года президент Российской Федерации Владимир Путин провел совместное заседание Государственного совета и Совета по культуре и искусству. Как сообщил глава государства, данный документ содержит в себе отношение к культуре как к «миссии, как к обще-ственному благу, как к историческому наследию, как к системе ценностей и нравственных идеалов». Советник президента РФ Владимир Толстой отметил, что позиция руководства страны, признание культуры одним из ключевых приоритетов государственной политики, вселяет в него оптимизм. «Но, главное, надеюсь, что пошел правильно понятый сигнал в регионы. Потому что формат Госсовета был принят именно с той целью, чтоб все его решения получили свое отражение и развитие в региональной политике и вообще в жизни регионов. Чтобы сигнал, который был дан обществу о значимости культуры в широком мировоззренческом понимании этого слова дошел до самых отдаленных уголков страны», — подытожил свой комментарий советник президента по культуре.

 

ЧТО В ОСНОВЕ

СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

Социальный (от лат. socialis общий, общественный) — название всего межчеловеческого, т.е. всего того, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения, в первую очередь того, что относится к обществу и общности, что имеет общественный и общностный характер (Философский энциклопедический словарь. 2010).

Отсюда социальная ответственность — ответственность человека перед обществом и общности - перед всем, что имеет общественный и общностный характер.

Как зарождается социальная ответственность? Рационально полагаем, что социальная ответственность может зарождаться в процессе осуществления человеком осознанных действий относительно всего общественного.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

 

Где живет социальная ответственность? С опорой на свидетельства этологической науки полагаем, что социальная ответственность может жить в подсознании человека - в его генах, на уровне инстинктов, если человек многократно повторил осознанные (выделено автором) социально ответственные действия, а именно, превратил мысль в действие - действие в привычку- привычку в черту характера, таким образом «записав» социальную ответственность в свои гены.

Отсюда ответ на вопрос о том, как взращивать социальную ответственность: он заключается в рекомендации озаботиться культивированием в сознании людей мыслей об ответственности каждого из них и их социальных групп перед обществом и всем, что имеет общностный характер, включая биосферу Земли.

Иными словами, взращивание социальной ответственности заключается в культивировании мыслей - суть ментальности людей.

 В документе «Основы государственной культурной политики», утвержденной Указом Президента РФ 23.12.2014 года, это определено как «менталитет, ментальность российского народа» - совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих россиянам». 

Таким образом, озаботившись социальной ответственностью граждан страны, сначала надо делать то, что надо делать сначала - формировать социальную ответственность как интегральную часть ментальности россиян.

 

ТОЧКИ РОСТА

СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

Прежде всего, отметим, что «Основы государственной культурной политики» определяют главные направления государственной культурной политики и представляют собой базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (РФ), регулирующих процессы культурного развития в РФ, а также государственных и муниципальных программ - в этом заключается вполне директивная управленче-ская ценность документа для органов власти различных уровней. 

Предполагалось, что начиная с 2015 года, в середине которого ожидалось утверждение государственной стратегии реализации Указа Президента РФ об основах государственной культурной политики, меры по реализации этой стратегии заслуженно займут первые строчки в списках приоритетов федеральных, региональ-ных и локальных органов законодательной и исполнительной властей, и неизбежно вызовут сопряженную корректировку стратегий некоммерческих организаций нашей страны, которые, как правило, активизируют направления деятельности, приоритетно востребованные государством.

Очевидно, что выбор государством приоритетного направления своей деятельности не должен остаться незамеченным и со стороны бизнеса — прежде всего компаний с государственным участием в капитале, а также частного сектора экономики — всего бизнеса в России, который намерен претендовать на статус социально-ответственного для получения сопряженных преимуществ в привлечении средств государственной поддержки, социально-ответственных инвестиций со стороны растущего сектора социально ответственных инвесторов (SRI), роста репутации как растущего в цене нематериального актива, а также для привлечения и удержания растущих в цене инновационных эффективных кадров - основы экономики развития.

Подчеркнем, что правовой базой «Основ государственной культурной политики» является Конституция Российской Федерации, в контексте которой определяются цели и стратегические задачи государственной культурной политики и ключевые принципы ее реализации.

Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное (выделено автором) культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны.

Более того, и это имеет высокую важность, государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Перечитывая три предыдущих предложения, сложно предложить более социально-ответственные ориентиры и приоритеты для государства, бизнеса и организаций гражданского общества. Насколько культивирование социальной ответственности - ответственности человека перед обществом и общности - перед всем, что имеет общественный и общностный характер - включено в цели государственной культурной политики? Основные цели государственной культурной политики - формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества (выделено автором) посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития.

Сущностно, акцент сделан именно на взращивании социальной ответственности как гармонизации ныне несбалансированных в ментальности большинства гражданин России ценностей личных с ценностями общественными, что приведет укреплению единства российского общества и сопряженному усилению экономической стратегической субъектности как основе государственного суверенитета нашей страны.

Критическое мышление позволяет рассматривать и иные цели государственной культурной политики как действительные ориентиры культивирования социальной ответственности через реализацию государством, бизнесом и организациями гражданского общества программ, проектов и отдельных мероприятий в следующих социально-приоритетных направлениях:

  • укрепление гражданской идентичности;
  • создание условий для воспитания граждан;
  • сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
  • передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
  • создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
  • обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.

Предупреждая возможные контраргументы о том, что некоторые компании и организации и ранее содействовали вышеперечисленным социально-ответственным целям, следует констатировать, что в недавнем прошлом такие вложения государства, бизнеса и НКО были явно недостаточными, что создало России угрозу гуманитарного кризиса.

В частности, в «Основах государственной культурной политики» к наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям этого кризиса отнесены следующие:

  • снижение интеллектуального и культурного уровня общества;
  • девальвация общепризнанных  ценностей и искажение ценностных ориентиров;
  • рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального  поведения;
  • деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России;
  • атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других.

В качестве эксперта форсайта «Социокультурные риски России на период до 2025 годп», автор этой статьи сформулировал еще более развернутый перечень социальных рисков России, в основе ко-торых лежит возросшая со времён распада Советского Союза асоциальность, внедренная оппонентами России в ментальность россиян - приоритет личного перед коллективным, частной собственности перед собственностью совместного владения, благополучия перед благодатью.

Действительно, форсайт Экспертного центра управления (ЭЦУ.РФ) - прогнозное моделирование для принятия стратеги-ческих решений органами власти различных уровней, бизнесом и общественными объединениями - с вероятностью до 65 % предполагает рост следующих социальных рисков России в период по 2025 год: 

  • стирание из сознания людей базовых нравственных и правовых норм;
  • утрата идентичности личности;
  • индивидуализм членов общества;
  • одиночество личности;
  • разрыв между культивируемыми (в том числе через прямую рекламу и дискретный рефлексивный менеджмент) желаниями и реальными возможностями большинства членов общества;
  • деградация приоритетов нравственности и знаний на фоне роста приоритетов потребления;
  • беспокойства, страхи и пессимизм;
  • отсутствие идеалов;
  • отсутствие субъектов предвидения;
  • отсутствие долгосрочных планов будущего.

Форсайт ЭЦУ.РФ предполагает следующие вероятные последствия в случае неэффективного высшего управления рисками социальной устойчивости в России:

  • потенциально критическая деградация общечеловеческих нравственных и правовых норм в сознании людей;
  • потенциально полное исчезновение коллективных субъектов предвидения и образа будущего;
  • нарастание отклоняющегося (от социальной нормы) и само­ разрушительного поведения людей;
  • потенциальная дезинтеграция общества как основы государства.

Изложенные в этом разделе статьи предпосылки разработки государственной культурной политики и её цели претендуют на значимые аргументы в основу утверждения о (1) наличии существенных упущений в управлении социальной ответственностью в России в период с 1985 года по настоящее время  и (2) высоком уровне сопряженности целей впервые принятой в России государственной культурной политики с таковыми культивирования социальной ответственности в нашей стране.

 

ПРИОРИТЕТЫ

МЕЖСЕКТОРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

Основы государственной культурной политики — констатация стоящей перед Российской Федерацией задачи в исторически короткий период осуществить экономическую и социальную модернизацию страны, выйти на путь интенсивного развития, обеспечивающего готовность государства и обще-ства ответить на растущие вызовы современного мира.

Это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в качественное обновление и развитие личности, включая гармонизацию его личных интересов с интересами общественными.

Решить эти задачи только силами государства невозможно - потребуется объединение усилий ресурсов всех трех сторон так называемого «треугольника общества», а именно органов государственной власти всех уровней, государственного и частного бизнеса, организаций гражданского общества - потребуется преодолеть межведомственные, межуровневые и межрегиональные противоречия по вопросам культурного развития, поэтому статус государственной культурной политики повышен до общенационального уровня.

Реализация стратегии государственной культурной политики, включая культивирование социальной ответственности, неизбежно подразумевает и усиление межсекторного взаимодействия для решения следующих, означенных в «Основах государственной культурной политики»:

В области культурного наследия народов Российской Федера-ции, включая утверждение в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта как необходимого условия для индивидуального и общего развития; поддержку общественных инициатив в сфере выявления, сохранения и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации, а аткже практическую реализацию приоритета права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия перед имущественными интересами физических и юридических лиц.

В области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий, включая поддержку профессиональной творческой деятельности в процессе соз-дания и представления обществу произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, драматургии, киноискусства, архитектуры, дизайна, художественной фотографии, иных видов искусства, а также развитие театрального, музыкального, балетного, оперного, циркового искусства, других видов исполнительского искусства, создание выдающимся отечественным исполнителям условий для работы в России.

В области гуманитарных наук, включая приоритетное развитие гуманитарных наук как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности; проведение необходимых фундаментальных и прикладных исследований в сфере гуманитарных наук, а также повышение качества подготовки научных и научно-педагогических кадров в сфере гуманитарных наук.

В области русского языка, языков народов Российской Федерации, отечественной литературы, включая повышение качества владения гражданами России русским языком; использование в общероссийском публичном пространстве и государственных средствах массовой информации эталонного русского литературного языка; развитие системы подготовки преподавателей русского языка; повышение качества обучения русскому языку в системе общего и профессионального образования независимо от места проживания человека, а также развитие системы преподавания русского языка как иностранного.

В области расширения и поддержки международных культурных и гуманитарных связей, включая поддержку в за-рубежных странах сети государственных и общественных институтов русского языка и русской культуры; поддержку деятельности общественных организаций и объединений русскоговорящих граждан в зарубежных странах; расширение межгосударственного сотрудничества в области об-разования на русском языке в зарубежных странах и изучения русского языка как иностранного, а также расширение сотрудничества профессиональных научных и культурных сообществ, институтов и организаций в сфере реализации совместных проектов по изучению и представлению за рубежом российской культуры, истории, литературы, и в сфере реализации совместных творческих проектов.

В области воспитания, включая возрождение традиций семейного воспитания, преодоление разрыва между поколени-ями внутри семьи, утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи, а также налаживание диалога между поколениями в масштабах общества.

В области просвещения, включая поддержку государственных, общественных, общественно-государственных институтов в распространении среди граждан знаний и культуры, в том числе:

  • гуманизация общего и профессионального образования;
  • выявление одаренных в разных сферах детей, создание условий для их индивидуального обучения, их педагогическое и психологическое сопровождение в период получения образования, создание условий для их профессиональной деятельности после завершения образования;
  • утверждение в обществе представления о высокой социальной ценности просвещения, вовлечение граждан в различные формы просветительской деятельности, том числе путем поддержки обществ, клубов, общественных объединений просветительской направленности;

В области детского и молодежного движения, включая поддержку детских и молодежных организаций, объединений, движений, ориентированных на творческую, добровольческую, благотворительную, познавательную деятельность; обеспечение участия детей и молодежи в принятии решений, способных повлиять на их жизнь, максимально полно раскрыть их способности и таланты; подготовку кадров для осуществления деятельности детских и молодежных организаций, а также поддержку создания таких организаций в целях осуществления ими деятельности в формах, соответствующих потребностям и возможностям различных категорий детей и молодежи.

В области формирования информационной среды, благоприятной для становления личности, включая формирование информационной грамотности граждан, повышение качества материалов и информации, размещаемых в средствах массовой информации и сети «Интернет», а также формирование единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов.

Таковы наиболее вероятные направления межсекторного социально-ответственного взаимодействия и, надеемся, сотрудничества государства, бизнеса и организаций гражданского общества в период до 2020 года.

Поскольку приняв «Основы государственной культурной политики», государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

 

Дополнительная информация: краткая версия форсайта "Социокультурные вызовы России на период до 2030 года"

 

Закрыть