Зачем бизнесу управлять этикой | Технологии высшего управления

Есть ли место идеологическому (когнитивному) управлению в управлении корпоративном?

Какое преимущество получает компания, принявшая, например, кодекс деловой этики?

Можно ли монетизировать управление этикой и корпоративной социальной ответственностью?

 

Зачем бизнесу управлять этикой?

 

Об этом - в статье Юрия Гусева - ведущего эксперта ЭЦУ.РФ в корпоративной газете ОАО "Российские железные дороги".

 

Если российская компания ограничивается только принятием Кодекса деловой этики, то она получает только 5% преимуществ из возможных ста процентов.

Сюда можно отнести, например, такой факт – законодательство США требует от своих компаний, где бы они ни оперировали, самим соблюдать закон США по деловой этике и, в некоторых случаях, представлять свидетельства этичности компаний-контрагентов.

Поэтому, например, факт наличия у российской компании Кодекса этики может помочь ей заключить крупную сделку с международной корпорацией, зарегистрированной в США.

Также, например, прописанные в отдельном или общем Кодексе этики принципы работы финансистов российской компании – одно из условий листинга на Нью-Йоркской фондовой бирже, если эта компания собралась торговать своими ценными бумагами вне России.

Наконец, ряд международных финансовых институтов проверяет наличие Кодекса корпоративной этики у потенциального заемщика, что актуально для растущего числа российских компаний, выгодно привлекающих инвестиции за рубежом.

 

Но основные преимущества получает компания, которая не только разработала и приняла, но и практикует свой Кодекс корпоративной этики.

Назовем преимущества, которые выявлены исследованиями корпоративной этики и социальной ответственности как инструментов корпоративного управления:

  1. Улучшение управления: правильно внедренные и контролируемые моральные принципы апеллируют к подсознательным культурным кодам людей, поэтому зачастую управляют более эффективно, чем приказы и распоряжения, которые люди, зачастую, не запоминают.

  2. Улучшение репутации и повышение ценности бренда: брендинг и лояльность потребителей – ключевые факторы успеха в глобальной экономике, которые вынуждают компании осторожно относиться к выбору стратегических партнеров и участников каналов поставок и дистрибуции. Основанная на доказанной высокой деловой этике репутация для любого бизнеса является важным активом, создающим конкурентное преимущество, будь то ценность бренда крупной мультинациональной корпорации или репутация небольшой местной компании.

  3. Повышение эффективности производства (отношение результата к затраченным силам и средствам): этичное отношение к труду позволяет экономнее и эффективнее использовать ресурсы компании, повысить производительность труда, снизить количество брака, а также нарушений установленных технологий бизнес-процессов – брака производства.

  4. Улучшение финансовых показателей компании: точная корреляция с деловой этикой еще исследуется, но несколько исследований уже подтвердили ее наличие.

  5. Рост продаж товаров и услуг и лояльности потребителей: растет конкуренция и потребность потребителей в новых ценностях производимого продукта. Сейчас стремятся покупать товары и сервис компаний с хорошей репутацией и корпоративной этикой, поскольку это повышает вероятность покупки потребителем действительно качественного товара. Например, продуктов питания действительно без добавления генетически модифицированных ингредиентов или действительно чистого и сухого постельного белья в купейном вагоне российского поезда.

  6. Улучшение способности компании привлекать и удерживать самый лучший на рынке персонал: например, больше половины опрошенных на Западе выпускников программ МВА предпочли бы работать за меньшую плату, но в высокоэтичной компании с отличной репутацией. Такая же тенденция отмечается и в России, где высокие профессионалы уже не идут на неэтичные сделки и предпочитают работать в прозрачных компаниях с высокими корпоративными принципами.

  7. Создание лучших возможностей для развития бизнеса: принципы деловой этики обычно обязывают вести открытые и заинтересованные коммуникации со всеми заинтересованными сторонами бизнеса, что позволяет этичной компании активно выявлять свои слабые места и поэтому опережать конкурентов в инновациях.

  8. Привлечение и удержание надежных инвесторов и партнеров по бизнесу: как говорят в России, рыбак рыбака видит издалека, поэтому сильные и этичные компании предпочитают работать только с подобными себе, тем самым снижая свои экономические и репутационные риски.

  9. Улучшение взаимодействия с государством: компании, доказавшие свою высокую этичность, часто имеют преимущества при получении государственных согласований, лицензий, льгот, а количество всевозможных проверок – уменьшается.

  10. Улучшение доступа к капиталу: фонды социально-ответственных инвестиций занимают всё более существенное положение на рынках капитала, а объемы финансовых средств, выделяемых только проверенным этическим компаниям, постоянно растут по принципу «процветай за счет хороших дел».

ВЫВОДЫ

  • Принятие и последовательное соблюдение принципов деловой этики – процесс осознания российским бизнесом того, что этичным быть выгодно.

  • Одновременно - это одно из условий входа российских компаний на международные рынки капитала, товаров и услуг - суть одно из условий их глобальной конкурентной способности.

  •  В период до 2020 года лидерство в формирующемся новом технологическом укладе прочно захватят компании, освоившие технологии высшего управления  - технологии идеологического (когнитивного), упреждающего и социально-ответственного сбалансированного управления. Это технологии воспроизводства экстраординарной добавленной ценности в сфере знаний, инноваций и взаимодействия заинтересованных сторон.

 

Закрыть